Развитие внимания

 

Без достаточно развитого внимания невозможно успешное обучение.

 В дошкольном возрасте внимание преимущественно непроизвольное, т.е. не контролируемое осознанно. Ребенку  еще трудно надолго сосредоточиться на однообразной деятельности. Различные раздражители способны отвлечь его от нее.

 У детей с общим недоразвитием речи, а также другими проблемами в развитии внимание неустойчивое, быстро истощаемое. Любой звук за окном, вошедший в комнату человек отвлекает ребенка настолько, что он порой забывает задание, которое выполнял. Им трудно дослушать даже интересную сказку или досмотреть мультфильм. Они начинают крутиться, говорить на отвлеченные темы.

 У некоторых детей с нарушениями развития внимание удерживается короткое время, потом угасает. Другим же, напротив, необходимо некоторое время, чтобы "вработаться".

 Для привлечения внимания ребенка во время занятия используйте яркие картинки, интонированную, эмоционально окрашенную речь. После того, как ребенок выслушает задание, попросите рассказать, что ему надо сделать. Проговаривание ребенком задания повышает успешность его выполнения. Учитывая трудности переключения внимания, необходимо готовить малыша к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом: «Поиграй еще немного. Скоро будем собирать игрушки и пойдем гулять».

Внимание можно и нужно развивать. Однако помните, что процесс этот длительный и успех возможен только при условии систематических занятий.

Развитие слухового внимания

1. Инструкция: Слушай внимательно. Хлопни, когда услышишь название овоща:   капуста, лопата, стол, помидор, кошка, грядка, редиска, перец, куст, лист, горох, суп, гриб, тыква, яблоко, репа, банан, баклажан.

2. Инструкция: Слушай внимательно. Повтори только названия овощей:

 - Тыква, репа, мяч, огурец

 - Помидор, перец, капуста, горох, замок

 - Свекла, кабачок, груша, морковь, лук 

3. "Запрещенное движение" Ребенок выполняет движения по команде взрослого, кроме одного запрещенного, например, руки в стороны.

 4. "Делай что скажу, а не что покажу". Ребенок должен выполнять движения по словесной команде взрослого (руки вверх, присядь, встань, руки на плечи и т.д.). Трудность заключается в том, что взрослый сопровождает свои команды действиями, которые не всегда совпадают со словесной командой. Ребенок должен ориентироваться на словесную команду, а не на действие взрослого.

 5. "Небылицы"

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример:

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.  

Однажды отправились дети на речку. Стоял жаркий летний день. Ваня удил рыбу. Ира плескалась в воде. А Толя катался с горы на лыжах. Гора была крутая, и Толя не удержался и упал в сугроб. Детям было весело.  

У собаки Динки родились маленькие пушистые котята. Трое черные и один белый. Сколько всего котят родилось у Динки?

 6. "Съедобное-несъедобное" Всем известная игра имеет множество вариаций, например, "Летает - не летает" .

 7. "Хлоп-топ" Взрослый говорит некоторые утверждения: Зимой катаются на санках. У кошки длинные уши. И т.д.

 Если утверждение правильное, ребенок хлопает. Если ложное - топает.

 Задание довольно сложное, поэтому можно дать ребенку такую опору: когда нам что-то нравится, мы хлопаем в ладоши. А когда не нравится - топаем ногами.

Развитие зрительного внимания

1."Дорожки" и лабиринты

На начальном этапе допустимо, чтобы ребенок проводил по дорожке пальцем, но надо стремиться к тому, чтобы он прослеживал путь только глазами. Если ребенок совершенно не понимает задания, обведите каждую дорожку цветным карандашом, а после этого предложите аналогичное задание.  Кто где живет?

 

2. "Найди тень"

Учите сравнивать последовательно каждый элемент предмета.

 

  

3. "Корректурные пробы" 

 Ребенку дается таблица из 5-10 рядов по 8 знакомых ему предметов.

 Вариант 1. Требуется зачеркнуть один заданный предмет.

 Вариант 2. Один предмет зачеркнуть, другой подчеркнуть (предварительно дается образец выполнения задания)

 Вариант 3. Один предмет зачеркиваем синим карандашом, другой красным.

 Вариант 4. (для детей, знающих буквы) В любом тексте с достаточно крупным шрифтом подчеркнуть все буквы О.

 

Необходимо учить ребенка последовательно проверять каждый элемент, строчку за строчкой. Если ребенок не видит ошибку, закрыть листочком все строчки, кроме той, где допущена ошибка.

Инструкция: Зачеркивай только листья. Старайся делать быстро. А теперь проверь, все ли ты сделал правильно?

 

4. "Спрятанные предметы"

Какие животные спрятались на картинке?

5. "Найди пару" Найди двух одинаковых снеговиков

 

 

6. "Действуй по образцу" Срисовывание узора по клеточкам, выкладывание узора из мозаики, фишек по заданному образцу.

Непременное условие - ребенок должен проверить правильность выполнения задания. Если он не видит ошибку, ограничьте поле поиска, закрыв часть листом чистой бумаги.

Рекомендуемая литература:

1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках. — М., 1999.

2. Селезнёва Е.В. Мамина книга (настольная книга родителей и воспитателей) - М.: Изд. дом МСП, 1997

3.Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет./ Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. М., Просвещение. -1991.—64 с.