Развитие графо-моторных навыков у детей с ОНР

 

Раскрашиваем правильно

  Для чего это нужно.  У детей с ОНР в большинстве случаев страдает не только речь, но, в том числе, и мелкая моторика: пальцы их плохо слушаются, они неправильно держат ложку и карандаш, им трудно застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Из-за плохой моторики эти дети не любят рисовать, рисунки их, как правило, значительно хуже, чем у здоровых сверстников. Нажим часто слишком  слабый или слишком сильный.

   Если целенаправленно и своевременно не заниматься развитием мелкой моторики и графо-моторных навыков, у ребенка будут  проблемы с письмом в школе. Кроме того, закрашивая рисунок ребенок лучше запоминает название и детали предмета, какого он цвета, т.е. закрепляются его представления об окружающем мире.     

  Прежде чем начать. Убедитесь, что ребенок ровно сидит за столом и правильно держит карандаш. Карандаш должен лежать на левой стороне среднего пальца (у правшей). Указательный палец придерживает карандаш сверху, большой палец поддерживает его с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец можно легко поднимать, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.   

     Выбираем карандаши. Для тренировки руки следует выбирать именно карандаши, а не фломастеры. Раскрашивание фломастерами не требует нужных мышечных усилий. К тому же фломастерами наши дети часто закрашивают рисунки в прямом смысле до дыр.

   Карандаши должны быть трех- или шестигранными. Круглые сложнее удерживать. Количество цветов для детей 3-4 лет – 7, для более старших 12 или 24. Лучше выбирать качественные карандаши с мягкими грифелями ярких цветов. Не следует давать слишком короткие карандаши (короче 10 см) или слишком толстые.

  Приступаем к раскрашиванию. Раскрашивать надо аккуратно, не оставляя не закрашенных участков и  не выходя за контур рисунка (убедитесь, что ребенок понимает, что такое «контур»). При обведении и закрашивании в разных направлениях поворачивается кисть руки, а не тетрадь. И противном случае не развивается подвижность руки.

   Выбираем цвета. При раскрашивании надо следить, чтобы ребенок выбирал реалистичные цвета. Морковка не должна быть синей, а заяц фиолетовым. Попутно вспоминаем названия цвета.

   Между делом. Пока ребенок занят раскрашиванием займитесь развитием его речи. Спросите, что он будет сейчас раскрашивать, каким цветом, какую деталь предмета он раскрашивает сейчас. Следите за правильностью падежных окончаний. В конце можете предложить ребенку придумать несколько признаков и действий, которые может совершать предмет на картинке (если он одушевленный) или которые можно совершать с этим предметом (неодушевленный предмет). Например: «Это морковь. Она оранжевая, сладкая, сочная. Ее можно чистить, резать, варить, тереть на тёрке.» Составьте предложение с названием вашей картинки: «Морковь растет на грядке», «Мама сварила суп с морковью».

  Если ребенок не любит раскрашивать. Дети (да и взрослые) не любят делать то, что им трудно или неинтересно. Поэтому главное - создать у ребенка мотивацию, заинтересовать его. Нельзя ругать и принуждать ребенка. Если ему неинтересна картинка, выберите вместе с ним ту, которая ему понравится. В Интернете сейчас нет недостатка в картинках. Или нарисуйте картинку сами. Дети очень любят, когда им рисуют.

    Если нежелание связано с тем, что ребенок чувствует себя несостоятельным, подбодрите его, хвалите даже за незначительные успехи. Попробуйте раскрасить рисунок вместе с ребенком. Только не делайте всё полностью за него! Постепенно сокращайте своё участие в раскрашивании, иначе ребенок с удовольствием переложит на вас неприятную для него работу. Вырабатывайте  у него усидчивость и упорство.    

Желаю успехов!

    Добавить отзыв
         
    Заполните обязательное поле
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: